Природа фотографии. Стивен Шор

Конспект книги Стивена Шора


В 2007 году в издательстве Phaidon вышла книг «Природа фотографии» Стивена Шора. В книге исследуется, как функционирует фотография, какие её характеристики определяют наше восприятие. Шор рассматривает фотографию как явление, каждое изображение полученное с помощью фотокамеры подчиняется изложенным принципам. Автор формулирует правила визуальной грамматики, раскрывающие значение фотографии и трансформирующие мир перед камерой в плоское изображение.

В аннотации к книге написано, после прочтения вы никогда не сможете смотреть на изображения как прежде. Действительно, становится невозможно остановиться от деконструирования изображений. Стивен Шор выделяет три уровня восприятия фотографии: физический, изобразительный и ментальный. Следуя критериям каждого уровня, погружение в фотографию получается глубоким и осмысленным.

В этом посте привожу краткий конспект книги, идеи показавшиеся мне важными. Примеры, на которые ссылается автор, я дополнил фотографиями и проектами, которые всплывали при прочтении книги.

Краткая биография Стивена Шора
Стивен Шор (Stephen Shore), родился 8 октября 1947 года, американский фотограф. Известен по своим фотографиям повседневности, а также за новаторское использование цвета в художественной фотографии. Интерес к фотографии проявился с детства, в возрасте шести лет дядя подарил юному Стивену комплект для домашней фотолаборатории. По словам Стивена, огромное влияние на него оказала книга Уокера Эванса «Американцы», которую он увидел в возрасте 10 лет. Профессиональная карьера началась уже в 14 лет, когда он показал свои фотографии Эдварду Стейхену, директору фотодепартамента Музея Современного искусства МоМа. Стейхен приобрел три работы Шора, признав талант и мастерство молодого фотографа. В 17 лет Стивен Шор познакомился с Энди Уорхолом и стал документировать события и творческих людей окружавших Уорхола в его студии Фабрика. В 1971 году, в возрасте 24 лет, Шор впервые выставлялся в музее Метрополитен.

В 1972 году Шор отправляется в поездку по дорогам Америки и снимает виды улиц и городов в цвете. Первые фотографии выполнены на 35 мм камеру, в последствии Шор перешел на форматную камеру 8х10. В 1976 году цветные фотографии городского ландшафта выставляются в музее МоМа. А в 1982 году выходит книга «Uncommon Places». Книга стала ключевой для многих фотографов работающих в цвете. Эта работа доказала, что цветная фотография, как картины или черно-белая фотография, может считаться произведением искусства.


Природа фотографии

В своей книге Стивен Шор выделяет три уровня восприятия фотографии:

комментировать